avangard-pressa.ru

Тема 20. Законотворческий процесс - Политология

План

Введение.

1. Понятие законодательного процесса.

2. Субъекты законодательной инициативы.

3. Стадии законотворческого процесса.

Заключение.

Методические рекомендации

Введение.

По первому вопросу необходимо дать понятие законотворческого процесса. Отметить, что законодательный процесс является одной из основных функций деятельности Парламента РФ.

Второй вопрос должен начинаться с понятия законодательной инициативы. Далее необходимо назвать и охарактеризовать субъекты законодательной инициативы, отразить порядок внесения законопроектов в Государственную Думу, подчеркнуть требования, предъявляемые к законопроекту.

Третий вопрос должен быть полностью посвящен рассмотрению стадий законотворчества. Рассмотрение проекта закона в Государственной Думе и одобрение принятого закона Советом Федерации. Обнародование закона Президентом. Право вето. Порядок опубликования законов и их вступление в силу.

Заключение.

Литература

1. Подготовка и принятие законов в правовом государстве. – М., 1998.

2. Боброва Н.А. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов Российской Федерации // Государство и право. – 1995. – № 11.

3. Боброва Н.А. Анализ законодательной работы в Самарской области // Журнал российского права. – 1998. – № 3.

4. Буляков А.Ю. Механизм согласования правотворчества Российской Федерации и ее субъектов // Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции 26-27 ноября 1997 г.: Сб. – Саратов, 1991.

5. Гузнов А.Г. Современный законодательный процесс: основание института и понятия. – Смоленск, 1995.

6. Законодательный процесс в России: граждане и власть. Практические советы. – М.: АИА-Принт, 1996.

7. Законодательный процесс в России // Журнал российского права. – 1997. – № 4. – С. 14-18.

8. Законы области как субъекта Российской Федерации / Под ред. Ю.А. Тихомирова. – Воронеж: ВГУ, 1996.

9. Иванов И.В. Областное законотворчество – ключ к решению насущных проблем региона // Журнал российского права. – 1998. – № 8.

10. Казанцев М.Ф. Законодательная деятельность субъектов Российской Федерации: Проблемы становления и опыт проекта законодательного кодекса. – Екатеринбург: УрО РАН, 1998.

11. Калинина Н.А. Лингвистическая экспертиза законопроектов: опыт, проблемы и перспективы. – М.: Известия, 1997.

12. Керимов Д.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. – М., 1998.

13. Ковачев Д.А. Законодательный процесс в европейских социалистических государствах. – М., 1966.

14. Ковачев Д.А. Механизм правотворчества социалистического государства. Вопросы теории. – М., 1977.

15. Ковачев Д.А. Парламентская процедура: понятие, виды, регламентация. – М., 1995.

16. Краснова О. И. К вопросу о некоторых принципах федерального законодательного процесса России // Государство и право. – 2005. – № 12. – С. 97-100.

17. Кузякин Д.А. Федеральные законы: проблемы вступления в силу // Журнал российского права. – 2005. – № 10. – С. 142.

18. Любимов А.П. Соотношение законодательных предложений (обращений) граждан и профессиональных лоббистов // Журнал российского права. – 1999. – № 1.

19. Малый А.Ф. О статусе законодательных органов краев и областей // Журнал российского права. – 1998. – № 8.

20. Марченкова Е. М Законодательство субъектов РФ о нормативных правовых актах // Журнал российского права. – 1998. – № 6.

21. Мирошин Б.В. Согласительные парламентские процедуры как форма участия регионов в федеральном законодательном процессе // Журнал российского права. – 1998. – № 7.

22. Надеев Р.К. Правовое обеспечение законопроектной деятельности Государственной Думы. – М.: Известия, 1997.

23. Научные основы правотворчества. – М., 1981.

24. Овсепян Ж.И. Становление парламентаризма в России. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Издательство СКАГС, 2000. – 120 с.

25. Окушева Р.Т. Особенности современного законодательного процесса в Республике Казахстан // Журнал российского права. – 1999. – № 2.

26. Пиголкин А.С., Рахманина Т.А., Тихомиров Ю.А. Как готовить законы (научно-практическое пособие). – М., 1993.

27. Пиголкин А.С., Рахманина Т.Н. Региональные программы законотворчества получают научное обоснование // Журнал российского права. – 1997. – № 3.

28. Пиголкин А.С., Рахманина Т.Н., Абрамова А.И. Законопроекты должны проходить проверку на зрелость // Журнал российского права. – 1997. – № 10.

29. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. – М., 1996.

30. Правотворчество в СССР. – М., 1977.

31. Проблемы законотворчества Российской Федерации. – М., 1993.

32. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: научно-методическое пособие / Отв. ред. Пиголкин. – М.: Норма, 1998.

33. Проблемы правотворчества и совершенствования законодательства. – Иркутск, 1996.

34. Разработка Из и СП при Правительстве РФ. Общая концепция развития российского законодательства // Журнал российского права. – 1999. – № 1.

35. Региональное законодательство: проблемы современного развития (Правовая наука и реформа юридического образования). – Воронеж: ВГУ, 1996.

36. Самигуллин В.К. Законодательная деятельность субъектов Федерации и пути ее совершенствования (на примере Республики Башкортостан) // Журнал российского права. – 1998. – № 4/5.

37. Сергевнин С.Л. Региональное законодательство: правовые и социально-политические аспекты. – Санкт-Петербург, 1998.

38. Степашин С.В. Российский федерализм и пути формирования единого правового пространства // Журнал российского права. – 1998. – № 3.

39. Студеникина М.С. Некоторые проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. – 1997. – №1.

40. Сырых В.М. Законодательная инициатива субъектов Российской Федерации // Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации. Сб. ст. – М., 1995.

41. Толстошеев В.В. Региональное право России: проблемы становления и развития // Государство и право. – 1998. – № 11.

42. Умнова И.А. Устав области (края). Первый опыт. – М., 1995.

43. Шуберт Т.Э. Региональные нормативные акты: как обеспечить их соответствие Конституции и законам России // Журнал российского права. – 1997. – № 4.

Тема 21. Конституционно-правовой статус члена
Совета Федерации и депутата Государственной Думы

План

Введение.

1. Статус члена Совет Федерации – полномочного представителя субъекта федерации.

2. Статус депутата Государственной Думы – полномочного представителя народа в парламенте России.

Заключение.

Методические рекомендации

Введение.

Приступая к рассмотрению первого вопроса, важно подчеркнуть значение Конституции и законодательства РФ, регулирующих статус парламентариев. Затем раскрыть основные положения, акцентируя внимание на следующем: член Совета Федерации – представитель субъекта Российской Федерации в Федеральном Собрании. Основания возникновения, срок действия и гарантии, осуществления полномочий члена Совета Федерации. Основные права и обязанности члена Совета Федерации в Федеральном Собрании. Досрочное прекращение полномочий.

Раскрывая второй вопрос, необходимо остановиться на основных аспектах депутатской деятельности. Особенно подчеркнуть, что депутат – полномочный представитель народа, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе. Обратить внимание на правовую природу депутатского мандата. Императивный и свободный мандаты: понятие, характерные черты. Основания возникновения и срок действия депутатского мандата. Срок полномочий депутата. Досрочное прекращение полномочий. Основные формы работы депутата в парламенте и в избирательном округе. Права и обязанности депутата Государственной Думы.

Заключение.

Альтернативные варианты тем курсовых работ, касающиеся проблем конституционно-правового статуса парламентария:

Тема 21/1. Гарантии депутатской деятельности.

Тема 21/2. Депутатский иммунитет и индемнитет.

Тема 21/3. Основания и порядок лишения депутатской неприкосновенности.

Тема 21/4. Правовой статус помощников депутата Государственной Думы.

Литература

1. Алейник А. А. Правовая природа мандата представительного (законодательного) органа в Российской Федерации // Вестник Московского Университета. – 1997. – № 3. – C. 108-115.

2. Бекетова С. М., Скрынников Б. М. Правовое регулирование депутатской неприкосновенности // Журнал российского права. – 1998. – № 10-11.

3. Данилов И. С. Мандат народного представителя: Понятие и виды // Закон и право. – 2001. – № 3. – С. 25-32.

4. Кравец И. А. Правовой статус депутатов Государственной Думы и выборных членов Государственного совета в свете теории народного представительства // Журнал российского права. – 2000. – № 8. – С. 136-145.

5. Кутафин О. Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2004. – 407 с.

6. Малько А. В., Синюков В. Н. Императивный мандат: Прошлое и настоящее // Правоведение. – 1992. – № 2. – С. 12 – 22.

7. Миронов О. О. Конституционный статус депутатов парламента // Журнал российского права. – 1997. – № 4. – С. 130 – 138.

8. Овсепян Ж.И. Становление парламентаризма в России. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Издательство СКАГС, 2000. – 120 с.

9. Постовой Н. В. Обсуждение проблем статуса депутатов палат Федерального собрания // Государство и право. – 1994. –
№ 6. – С. 152 – 156.