avangard-pressa.ru

Тема 20. Роли клиентов в психотерапевтической группе, «трудные» клиенты в группе и работа с ними - Психология

1. Роли клиентов, их анализ с точки зрения процесса взаимодействия, норм, ценностей, влияния на развитие группы.

2. Трудные клиенты в психотерапевтической группе, их влияние на групповые процессы, стратегии работы с ними.

3. Неудачи групповой психотерапии.

Литература:

1. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998. С.9-49.

2. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000. С.416-453.

3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М.: Академический проект, 2002. С.434-441.

Вопросы к экзамену.

1. Этапы творческого пути Я.Л. Морено, создание психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.

2. Основные психодраматические понятия и этапы психодрамы: «разогрев», «действие», «ролевая обратная связь», «шеринг». Процесс анализ, его задачи.

3. Проблема сопротивления и доверия, формы сопротивления, методы работы с сопротивлением

,

достоинства и недостатки групповых форм работы.

4. Основные роли директора психодрамы, феномен контрпереноса, этические требования и проблема границ.

5. Подготовка группы к работе «разогрев», активизация спонтанности и повышение уровня доверия, групповые игры, «чекинг», фазы развития группы.

6. Различия между ролевой игрой и психодрамой: техники, задачи, области применения, временные ограничения, соотношение импровизации и заданного сценарием, степень активности, отличие заключительных фаз.

7. Феномен переноса в психодраме и других формах психотерапии, сущность переноса, эмпатия и «теле», групповое бессознательное.

8. Директор/ведущий – профессиональные качества, роли, способности и личностные характеристики, необходимые для понимания других и успешной работы с группой.

9. Омнипотентные тенденции в работе ведущего и их влияние на особенности групповой работы, процессы интроекции и сепарации. Методы работы ведущего над собой, динамика представлений о тренере и поиск своего стиля.

10. Понятия: «теле», «социальный атом» и его строение, «социальная смерть».

11. Социометрия, социометрические критерии, динамические социометрические и идентификационные упражнения в группе.

12. Основные психодраматические техники, их предназначение и особенности выполнения.

13. Применение психодрамы при работе с заболеваниями, анализ жизненных событий, «синдром годовщины», геносоциограмма по А. Шутценбергер.

13. Конкретность описания, аутентичность поведения («здесь и сейчас», максимальное вовлечение, спонтанные описания) как принципы использования ролевых игр в психотерапии.

14. Принцип фокусировки, изменения временных параметров, драматизации, внешнего воплощения внутреннего.

15. Сложные групповые ситуации, трудности тренера и пути их преодоления.

16. Особенности психоаналитически ориентированных форм психодрамы.

17. Основные понятия, применяемые для объяснения диадного и группового взаимодействия: перенос и контр-перенос, психологическая защита: (проекция, сопротивление, вытеснение, рационализация), сепарация, интроекция, регрессия, групповое бессознательное).

18. Техника проведения психодрамы, центрированной на протагонисте, ее особенности и этапы.

19. Психодрама, направленная на группу, центрированная на группе и на теме.

20. Практическая работа с группой на стадии разогрева, цели, задачи, техники.Способы организации и формы проведения упражнений и групповых игр.

21. Понятие «катарсис», катарсис в психодраме.

22. Особенности применения психодрамы в работе с подростками (интра психическая психодрама Питцеле).

23. Применение психодрамы в работе с семьей.

24. Особенности использования психодрамы с жертвами насилия: дети и взрослые.

25. Особенности работы со сверх-реальностью в психодраме (добавочной реальностью, завершение незавершенных событий, работа со сновидениями, проба будущего, «волшебный магазин».

26. Основное содержание и задачи заключительной стадии психодрамы, ролевая и идентификационная обратная связь, шеринг, правила его проведения, процесс анализ.

27. Содержание основного этапа психодрамы.

28. Назначение и снятие ролей, обмен ролями, дублирование, функции дубля.

29. Первые психодраматические и театральные опыты Я.Л. Морено. Этапы психодраматического движения.

30. Социометрические исследования Я.Л. Морено в начале 30-х годов, возникновение социометрии, социометрический тест, социограмма, социодинамические законы.

31. Психодрама в работе с людьми, имеющими серьезные трудности в обучении.

32. Роль, ролевое поведение, психосоматические и соматические роли.

33. Психодраматерапия и динамика влечений (Г.Лейтц).

34. Психодраматерапия и социометрия (Г.Лейтц).

35. Психодраматерапия в аспекте теории ролей: психопатологические нарушения, ролевой дефицит, атрофия ролей, ролевые конфликты.

36. Спонтанность, действие, креативность, «консервы», креативные качества человека.

37. Ролевое развитие, его стадии, связь с обучением и базовыми психодраматическими техниками.

37. Особенности проведения психодрамы с преступниками.

38. Роли клиентов в психотерапевтической группе.

39. Динамические процессы в группе, понятие о групповой динамике, элементы групповой динамики.

40. «Трудные» клиенты в группе и работа с ними.

Список литературы (основной).

1. Барц Э. Игра в глубокое. Введение в юнгианскую психодраму. М.: «Класс», 1997. С.8-32.

2. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С. 18-32, 53-69.

3. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-47, 83- 86, 94-120.

4. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. Академический проект, 2002. С.290-336.

5. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.157-194.

6. Марино Р.Ф. История Доктора: Джей Л. Морено создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. М.: «Класс», 2001. С. 53-60, 125-137, 173-178.

7. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.205-321.

8. Морено Я.Л. Социометрия. М: Академический проект, 2001. 383с.

9. Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. СПб: Питер, 2001. С.6-58.

10. Психодрама: вдохновение и техника. М.: «Класс», 2000. С.17-37.

11. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998. С.9-49, 143-169.

12. Шутценбергер А. Опыт применения психодрамы при лечении раковых больных //Вопросы психологии №5, 1990. (или ее же книга «Синдром предков», Изд-во Института психотерапии, 2001. С.25-42, 82-116).

13. Холмс П. Внутренний мир снаружи. М.: «Класс», 1999. С.10-51.

14. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000. С. 70-94, 416-453.

Список литературы (дополнительный).

1. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Ось-89, 1999 (2003). 223с.

2. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический проект, 2002. 258с.

3. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998. С. 9-49, 143-169.

4. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе. СПб.: Речь, 2002. 89с.

5. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2003. 220с.

6. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2003. 210с.

7. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 2003. 252с.

8. Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: Генезис, 2003. 267с.