avangard-pressa.ru

Тема 2 СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - Маркетинг

Тема 2 СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Определение спроса и его величина

Любой предприниматель, поставляя товар на рынок, преж­де всего сталкивается с проблемой спроса на данный товар.

Спрос определяется не только желанием потребителей приобрести ка­кой-то товар. Кроме желания, надо располагать возмож­ностью покупки, а для этого необходимо, чтобы в кошельке были деньги. Следовательно, СПРОС — это потребность покупателей в дан­ном товаре или услуге, выраженная в их покупа­тельной способности.

Прежде всего, величина спроса будет определяться уровнем цены. Представим эту зависимость.

Таблица 1 Зависимость величины спроса от цены товара

Таблица, что повышение цены сопровождается снижением величины спроса. Зависимость величины спроса от уровня цены называет­ся шкалой спроса.

ВЕЛИЧИНА СПРОСА — это количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в опреде­ленном месте.

Кривая спроса

Установленную зависимость между ценой и величиной спро­са можно изобразить и в виде графика.

Кривая спроса показывает, что повы­шение цены понижает величину спроса. Каждая точка кривой спроса отражает зависимость величины спроса от уровня цены.

Кривая спроса может быть рассмотрена с двух точек зрения:

— для любой конкретной цены величина спроса показыва­ет максимальное количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести;

— для любого конкретного объема спроса устанавливается максимальная цена, по которой продавцы смогут про­дать указанное количество товара.

Закон спроса и эффект Гиффена

ЗАКОН СПРОСА гласит: при прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) на­ходится в обратной зависимости от цены этого товара.

Для обоснования достоверности закона спроса может быть предложено несколько аргументов.

1. В подавляющем большинстве случаев существует так на­зываемый ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным, и они вынуждены будут отказаться от его покупки;

2. Рост объема спроса при снижении цены можно обосно­вать возникающим при этом эффектом дохода, который возникает, когда снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя

3. Рост объема спроса при снижении цены объясняется и эффектом замещения.

Эффект Гиффена

Английский экономист и статистик Роберт Гиффен описал ситуацию, когда повышение цены ведет к повышению величины спроса. Он наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожа­ние. Объяснение сводится к тому, что картофель занимал боль­шую долю расходов на еду в бедных семьях и если происходил рост цен на картофель, бедная семья вынуждена была отказываться от по­купки мяса и других полноценных продуктов и тратить весь свой небольшой доход на покупку картофеля. Кривая спроса в этом случае имела бы положительный наклон.

Факторы, влияющие на спрос

На практике изменения спроса зависят от ряда факторов, которые не связаны с изменениями цены данного товара.

Факторы, приводящие к сдвигу кривой спроса:

1. Уровень дохода покупателей.

В результате того что доходы покупателей увеличились, кри­вая спроса сместилась вправо.

2. Вкусы и предпочтения потребителей. 3. Спрос на товары будет изменяться, если изменяются цены на другие товары, каким-либо образом связанные с данным това­ром. В этой связи необходимо провести различие между взаимо­заменяемыми и дополняющими товарами.

Взаимозаменяемые товары — это группа товаров, удовлетво­ряющих аналогичные потребности.

Дополняющие товары — это товары, которые не могут по­требляться один без другого.

4. Ожидание изменения доходов и цен.

5. Изменение числа покупателей.

Рыночное равновесие

Чтобы ответить на вопрос, какая цена установится на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения, сведем в единую таблицу шкалу спроса и предложения.

Таблица Спрос, предложение и рыночная цена

Лишь при цене 25 р. не будет ни излишка, ни дефицита.

При этой цене количество товара, которое вынесут на рынок продавцы, будет равно тому количеству, которое покупа­тели желают и могут купить.

Таким образом, при цене в 25 р. будет достигнуто равновесие спроса и предложения. Эту цену называют равновесной ценой.

РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА — цена, при которой количество товара (услуг), предлагаемого про­давцами, совпадает с количеством товара (ус­луг), которое готовы купить покупатели.

Ценовая эластичность спроса

Мера реакции величины спроса на данный то­вар или услугу, вызванная изменением цены этого товара или услуги, называется ЭЛАСТИЧ­НОСТЬЮ СПРОСА ПО ЦЕНЕ, которая показывает, на сколько изме­нится в процентном отношении величина спроса на тот или иной товар при изменении его цены на 1%.

Спрос эластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится более чем на 1%.

Спрос неэластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится менее чем на 1%. Проиллюстрируем эластичность спроса по цене с помощью кривых спроса.

Рис Графики совершенно эластичного и совершенно неэластичного спроса.

График совершенно эластичного спроса представляет собой прямую линию, параллельную оси абсцисс. Он показывает, что по цене, равной Р1, может быть продано продукции, объем которой равен Q1, Q2, и т.д. График совершенно неэластичного спроса представляет собой линию, парал­лельную оси ординат. Повышение цепы от уровня Р1\ до Р2 и т, д. не влияет на коли­чество продукции, удовлетворяющее спрос на данный товар.

Совершенно неэлас­тичный спрос означает, что объем спроса на товар остается неизменным при любой цене, т. е. объем спроса не реагирует на изменение цены в любом направлении.

Такое возможно, когда потребитель не может отказаться от покупки определенного количества какого-то товара. Наркотик, лекарства, товары первой необх.

Тема 2 СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ