avangard-pressa.ru

Тема 2: Садово-парковое искусство Древнего мира и Античности - Искусство

ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА»

Тема 1: Введение: предмет, задачи, терминология

1. Общие сведения о развитии садово-паркового искусства, цели, задачи.

2. Основные направления и стили.

Лекция 1

История создания парков, садов и в целом развитие ландшафтного искусства насчитывает тысячелетия. Описания садов и парков мы находим в трактатах древних историков, философов, а также в произведениях поэтов и писателей.

Интересные материалы о декоративном садоводстве древних времен обнаруживают археологи. Даже отрывочные исторические сведения о садах древности свидетельствуют о высоком уровне развития декоративного садоводства в те времена.

В последние годы вопросами учета и изучения памятников садово-паркового искусства занимаются различные международные организации. В рамках ООН существует Комитет по историческим садам, создана Международная федерация ландшафтных архитекторов. Комитетом по историческим садам составлен перечень памятников садово-паркового искусства многих стран мира.

Садово-парковое искусство - один из наиболее сложных, многоаспектных видов искусства, своеобразное соединение садоводства, архитектуры, живописи, поэзии, религии и философии. Как пространства, осознанно организованные с учетом психологии восприятия, сады всеми видами воздействия регулируют направление и скорость нашего передвижения, программируют содержание и смену впечатлений и эмоций. Как произведения искусства, подчиняющиеся законам композиции, общим для всех видов искусства, они обладают ассоциативностью восприятия, пробуждающей музыкальные и поэтические образы. Как одухотворенные создания человеческого разума, парки насыщены философско-символическим смыслом.

В государствах с развитой цивилизацией за несколько тысячелетий до нашей эры существовали прекрасные сады, созданные, подчас, в рискованных климатических условиях. Это и засушливый климат, отсутствие естественного, природного полива, скудные почвы, каменистые местности.

Однако, например, в Месопотамии, примерно 3 тыс. лет до н.э. уже были разбиты декоративные и фруктовые сады, предположительно с водоемами для орошения. Такие сады служили местом отдыха знатных граждан государства.

В условиях засушливого климата особенно важную роль играла вода, которая была ценным источником жизни. Разнообразные растения в совокупности с водоемами (фонтаны, бассейны, каналы, каскады и т.п.) олицетворяли символ жизни, рай до грехопадения человека.

Есть сведения о древнейших садах Китая, Римской Империи начала нашей эры, государств северной Африки и Ближнего Востока. Религиозное представление всех народов о саде как о Рае, где человек лишен всех земных проблем и тягот, всегда стимулировало человечество к созданию таких мест для уединения, философских размышлений, получения наслаждения от созерцания красоты.

Дикий природный ландшафт, даже великолепно выглядящий сам по себе, не давал и не дает такой полноты ощущений, как возделанная человеческим трудом и окультуренная природа.

Но человеку свойственна и практическая сторона жизни. Поэтому уже в древнейших садах, наряду с декоративными элементами, появились и объекты, несущие материальный и практический смысл. Это были растения, которые использовались в питании, лечении, косметике, корме для животных и т.д. Так появились плодовые, фруктовые, ягодные, аптечные, ароматические сады. Иногда в садах декоративные и сельскохозяйственные растения были совмещены в композициях. Например, в Древней Греции в садах Академиков росли апельсиновые, масличные, финиковые рощи, где философы, прогуливаясь, размышляли над проблемами бытия.

На протяжении последующих веков искусство создания садов все больше и больше развивалось. С развитием возможности путешествовать большое значение пробрели заимствования различных стилей и интродуцирования приемов садоводства в разные страны.

В средние века, например, путешественники и миссионеры были восхищены китайскими садами. Так в европейских странах начали устраивать сады по образцу садов восточных (в частности японских) монастырей с учетом местных климатических условий. Огромную роль, здесь конечно, играли религиозные аспекты.

Богатые монастыри, со своей огороженной территорией, могли позволить себе роскошь устраивать сады с великолепным ассортиментом различных растений, часто несущих религиозные символы. Разные страны в создании садов шли разными путями. Но всегда сад, как эстетическая часть бытия, существовал и будет существовать, облагораживая жизнь человека и, давая ему возможность созерцать прекрасное в одном из лучших его проявлений — красоты природы.

Поэтому сады, изобилующие красивоцветущими, благоухающими, сладкоплодными деревьями и кустарниками, заставляют резонировать все наши чувства и сами как будто откликаются на наше настроение и состояние души. Насаждение садов всегда было тесно связано с религией. С древних времен сады и растения посвящались богам. Сохранилось множество красивых легенд, рассказывающих об отношении к растениям в Древнем Египте, Античных Греции и Риме, в Средние века и объясняющих символику растений и религиозный подтекст самого сада. На протяжении всей истории человечества сады и парки ассоциировались с лучшим, божественным, но, являясь произведениями человека, в разные культурные эпохи всегда отражали отношения человека к миру, природе и степень ее освоения. В зависимости от мировосприятия человека, диктуемого эпохой, сады становились то замкнутыми, маленькими, аскетичными и утилитарными (Средневековье), то превращались в сады "наслаждений" (Возрождение), то вырастали в огромные садово-парковые ансамбли, объединявшие все виды искусства (классицизм, барокко).

В настоящее время выделяют следующие стили садово-паркового искусства:

1. Регулярный стиль

Регулярный стиль (лат. - правильный, равномерный) достиг своего расцвета в XVII веке во Франции и связан с именем Людовика XIV. Его правление – апогей французского абсолютизма. Легенда приписывает Людовику XIV изречение «Государство – это я».

Версаль – загородная резиденция короля – наиболее ярко отражает идею централизации власти и прославления «короля-солнца». Прямые аллеи, лучами сходящиеся к центру (дворцу); символика власти, отраженная в парадных цветниках; причудливые формы стриженых деревьев, зеркальная гладь искусственных водоёмов – все это символизирует абсолютную власть монарха не только над людьми, но и над природой.

Можно выделить следующие характерные признаки регулярных садов:

§ Рельеф выражен мало, вся композиция носит плоскостной характер.

§ Формирование среды идет по линиям подчинения природы, геометрическим формам, противоположным свободным мягким линиям полей, рек, лесов.

§ Ярко выражена основная ось композиции – стержень всего регулярно распланированного пространства. На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Подчиненное положение занимают лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка. Вся планировка сада строится по законам симметрии.

§ Территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада.

§ Главный вход расположен в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием всей композиции.

§ Партерная часть сада оформлена изысканными цветниками с использованием цветного песка, гравия, украшена скульптурами и декоративными вазонами.

§ В саду отдается предпочтение растениям, хорошо поддающимся стрижке и долго сохраняющим форму. В условиях средней полосы России для этих целей подходят из хвойных растений: кипарисовики, туи, ель сизая, ель колючая; из лиственных: бирючина, бересклет, боярышник, барбарис, лапчатка, кизильник, спиреи, клён, декоративные сливы и яблони, липа мелколистная.

Теперь, зная основные принципы создания регулярного сада, давайте рассмотрим, в каком случае актуально использование этого стиля сегодня. Использование регулярной планировки сада уместно в том случае, если загородная резиденция предназначена для приема гостей, которых необходимо поразить изысканностью, вкусом и достатком. Однако необходимо учесть, что создание сада в регулярном стиле требует относительно больших пространств и непрерывной работы профессионального садовника.

2. Пейзажный стиль

В начале XVIII века в Англии зародился пейзажный стиль садово-паркового искусства. Возникновение пейзажного стиля, подобно возникновению регулярного стиля, являлось отражением идей, господствовавших в обществе XVIII века.

В Англии к началу XVIII века сформировалось новое сословие – буржуазия. Как известно, возникновение буржуазии связано с развитием производства. Люди, именуемые «буржуа», не могли похвастаться многовековой родословной, однако обладали ярко выраженными деловыми и организаторскими качествами, которые позволили им сконцентрировать в своих руках реальные средства и знания, необходимые для дальнейшего развития общества. Именно буржуазия начала XVIII века создала такую среду, в которой стремление к знаниям стало модным. Не случайно, XVIII век получил название «Эпоха просвещения». В обществе возникает интерес к истории, античной символике, культуре и национальным особенностям других стран, широко обсуждаются философские идеи, выдвигаемые Дидро, Вольтером, Ж. Ж. Руссо. Духовные стремления общества «Эпохи просвещения» выразил Руссо в лозунге «Назад, к природе!». Все направления искусства того времени пропагандировали идею «естественного человека на фоне естественной природы».

Эти настроения состоятельных людей Англии нашли свое воплощение в создании частных садов нового типа, которые в дальнейшем стали именоваться пейзажными.

Хрестоматийный пример такого стиля – знаменитые сады в местечке Стоу. Их создатель – Чарльз Бриджман, а впоследствии – другой известный мастер – Уильям Кент.

Считается, что знакомство с пейзажными парками Китая способствовало окончательному формированию пейзажного стиля в Европе. Однако знакомство европейцев с культурой Китая началось еще в XIII веке и связано с именем Марко Поло, что не помешало развитию регулярного стиля. К тому же в пейзажных парках XVIII века идеи китайского садоводства мало использовались. Как дань моде в парках строились беседки, пагоды, мостики, павильоны в китайском стиле, т.е. воспринималась только внешняя сторона восточного садового искусства. Восприятие европейцами философских идей востока, основанных на глубоком символизме, лаконичности и кажущейся простоте, становится возможным гораздо позднее, к началу XX века, что нашло отражение в современной архитектуре и ландшафтном искусстве.

Видимо, возникновение пейзажных парков в Европе произошло бы и без знакомства с традициями Востока, в силу исторического развития общества.

Можно выделить следующие характерные признаки пейзажных садов:

§ Рельеф неровный: чередование плоских участков, возвышенностей, склонов, оврагов, природных водоемов – подражание природному ландшафту.

§ Свободная планировка пространства, асимметричность, отсутствие прямых линий и осей.

§ Архитектурные сооружения служат для обогащения пейзажа.

§ Извилистые дорожки объединяют отдельные элементы сада. Дорожки выполняются из природных материалов: дикого камня, спилов стволов деревьев, газона, устойчивого к вытаптыванию. Существует продуманная система путей, следуя которым можно увидеть смену живописных пейзажей. Нет точки, из которой можно обозреть весь сад, перспектива открывается постепенно.

§ Первостепенное значение имеют композиции из деревьев и кустарников, сочетание цвета и фактуры листьев, распределение света и тени в саду. Используются в основном породы деревьев и кустарников, растущие в данной местности.

§ Садовые цветы высаживаются около дома, в саду же отдается предпочтение полевым и лесным многолетникам.

§ Все водоемы, даже искусственного происхождения, должны носить ярко выраженный природный характер: неровная береговая линия, естественное обрамление (галька, песок, околоводные растения).

Пейзажный стиль чаще всего используется ландшафтными архитекторами при планировке современных загородных усадеб. Однако желание поместить на небольшой территории как можно большее количество модных декоративных элементов (китайские домики и фонарики в сочетании с альпийскими горками и скульптурами в стиле псевдо-барокко), родных березок и экзотических растений приводит к тому, что повторяются ошибки начала XVIII века, когда неопытные архитекторы стремились использовать все новинки садового искусства.

Создание парка в пейзажном стиле требует тонкого вкуса, чувства меры, хорошего знания родной природы и стремления к самосовершенствованию.

Каждая эпоха выдвигала свои художественные стили, иногда приемы. В садово-парковом искусстве набор приемов и элементов с течением времени оставался почти неизменным, менялись лишь сочетания и расположение в пространстве, а их восприятие всегда соответствовало общественному мировоззрению. "Мотивы садового искусства в большинстве случаев повторяются, и если исчезают, то только на время, чтобы потом вновь появиться. Меняется же эстетическое значение отдельных форм и мотивов в соответствии с "эстетическим климатом" эпохи". Характеризуя специфичность произведений садово-паркового искусства, академик Д.С. Лихачев писал, что всегда существовало представление о том, что "истинный сад должен удовлетворять всем человеческим чувствам: не только зрению, но и вкусу... слуху... обонянию... ощущениям...". Кроме того, сады должны были отвечать культурным запросам и эстетическим представлениям, а также обеспечивать соответствующий времени "садовый быт". В разные времена он был разным.

Сады создавались для ученых бесед, размышлений, поэтических мечтаний, молитвенного или философского уединения, романтических прогулок, официальных приемов и празднеств. Организация, а затем и "потребление" столь сложной среды требовали квалифицированных знаний, а также художественного воображения. Поэтому садово-парковое искусство было объектом пристального внимания художников, архитекторов, литераторов, музыкантов. Взаимосвязь садоводства и живописи прослеживается на всем протяжении истории существования этих видов искусства.

Одна из традиционных связей выражалась в стремлении живописцев запечатлеть реально существующие сады и парки. Изучение истории садово-паркового искусства в значительной степени опирается на этот материал. Так о древних садах Египта, Вавилона, Ассирии мы знаем по сохранившимся изображениям. Многие замечательные художники, скульпторы, архитекторы принимали участие и в создании садов и парков. Так, например, великий Микеланджело - скульптор, художник, поэт - известен и архитектурными сооружениями (купол собора Святого Петра, площадь Капитолия в Риме). Но мало кто знает, что привычный для нас пандус был изобретен Микеланджело для вилл второй половины XVI века. Папа Юлий III привлекал его к украшению своей виллы за воротами Пополо. Ему же приписывают идею создания фонтана Сивиллы на вилле д'Эсте в Тиволи и сооружение грота в Фарнезиане. Рафаэль, работая по заказу кардинала Джулиано Медичи, при разбивке парка виллы Мадама в Риме впервые применил прием "анфиладности", создав ансамбль зеленых кабинетов посредством разделения пространств стеной из стриженой зелени.

Браманте ввел в парковую композицию в Ватикане зрелищный амфитеатр. Причем открытое пространство двора Бельведера трактовал как сцену для представлений, а окружающие части сада - как декорации. На примере знаменитой виллы Ротонда близ Виченцы Палладио разработал тип сельскохозяйственной виллы-фермы как высокохудожественного ансамбля, объединяющего хозяйственную и декоративную функции. Живопись служила садоводству и для "достижения невозможного". Например, когда нужно было обмануть посетителя, "сделав" маленький сад большим, или поразить его воображение неожиданным видом. В этих случаях на границах сада устанавливались живописные росписи, называемые обманками, изображавшие дальние перспективы. Наконец, живописец Вильям Кент стал родоначальником пейзажного стиля в парко строении Европы. В этих парках взаимосвязь между живописью и ландшафтным искусством обозначилась наиболее ярко: пейзажные парки "черпали" свои сюжеты из живописных полотен Буше, Пуссена, Фрагонара, иногда создаваемых для парков. Великолепным садоводом был Клод Оскар Моне.

Он создал знаменитые импрессионистические сады в Живерни. А за 10 лет до этого - первый свой сад возле дома в Аржантее. О связи с театральным искусством свидетельствуют употребляемые в садоводстве термины, такие как: сцена, кулисы, зеленый театр, сюжет, сценарий. Сады содержали пространства, устроенные специально для театральных спектаклей. Да и сам сад рассматривался как садовый спектакль. Философия и литература (в большей степени - поэзия) постоянно "вмешивались" в садовые "дела". Философия формировала мировоззрение, насыщала парки философско-символическим смыслом; литература, как и живопись, обостряла восприятие, подсказывая поэтические образы.

Иногда литература занимала и более активную позицию. Например, когда пейзажный стиль пробивал себе дорогу, завоевывал сторонников, литература стояла в "боксерской стойке" и "нокаутировала" приверженцев регулярного парка. Александр Поуп, друг и единомышленник В. Кента, поэт, публицист, автор известного сада в Твикенхэме, называемого "конспектом природы", обрушивался на регулярный парк статьями, памфлетами, стихами, всегда остроумными, едкими и талантливыми. Список поэтов, оказавших решительное влияние на садово-парковое искусство, может быть открыт Петраркой, который не только представил в своих произведениях программу садоводства, но и был садовником-практиком. Он писал другу: "Я создал два сада, которые мне нравятся чрезвычайно. Я не думаю, чтобы им были равные в мире". Продолжают список Джозеф Аддисон, Гете - создатель Герцогского сада в Веймаре, Н.В. Гоголь, устроивший свой сад в Васильевке.

А Ван Гог на полотне "Сад поэтов" выразил свое представление об идеальном месте, "где человек освобождается от забот, и свет дня будит его воображение". Давней была и связь садоводства с музыкой. В средневековых садах обязательным было музицирование, ценились инструментальная музыка и человеческое пение. В эпоху барокко и классицизма сочинялась специальная "садовая музыка", строились павильоны для садовых концертов.

Сады были любимой темой музыкальной живописи и живописной музыки импрессионистов К. Дебюсси, В.Э. Борисова-Мусатова и др. Кроме того, всегда ценились естественное звучание и красота природы. Английский романтический поэт П.-Б. Шелли писал: "В трепете весенних листьев, в синем воздухе мы находим... тайные созвучия своему сердцу. В безъязыком ветре есть красноречие, в шуме ручья и окаймляющих его тростников есть мелодия... Человек - это инструмент, подверженный действию различных внешних и внутренних сил, подобно тому, как переменчивый ветер играет на эоловой арфе, извлекая из нее непрестанно меняющуюся мелодию".

А Уильям Лоусон в 1618 году в своей книге "Новый фруктовый сад" упоминал еще об одном "украшении" садов: "...это стаи соловьев, которые, оперируя несколькими нотами и тональностями, сильными, восхитительными голосами, исходящими из слабых телец, будут делить с вами компанию и ночью, и днем". Если именно таким образом представить себе длительную и интереснейшую эволюцию отношения человека к природе, то сады и Парки превращаются в ее вехи. И даже перышки и цветы на женских шляпках обретают историческую осмысленность и обнаруживают древние корни.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Альпинарий, или альпийская горка, — каменистый сад-горка, напоминающий горный ландшафт со скалами, россыпью камней, низкорослыми деревцами и кустарниками альпийскими травянистыми растениями подчеркивающими суровость и неповторимость местности.
Арабеска (фр. — арабский) — старинный элемент цветочного оформления, представляющий собой неширокую извилистую линию. Несколько А. могут составлять прихотливый узор. Растения, используемые для А., — это низкие или почвопокровные однолетние или многолетние растения.

Архитектура (греч. архи — главный, тектура - сооружение здание) — строительное искусство придания художественной формы пространству в целях приспособления его к человеческим потребностям

Бельведер (итал. — прекрасный вид) — беседка площадка на возвышении, оформленная как терраса или павильон, занимающая центральное место в саду, парке, откуда открывается красивый вид.

Берсо — в русских парках ХУIII века — крытая аллея, зеленый свод которой образуют ветви деревьев, привязанные к деревянному каркасу.

Беседка — легкое парковое сооружение, часто с колоннами и куполообразным завершением. Служит местом отдыха и украшает сад.

Бордюр (фр. — окаймление) узкая полоска земли с низкими декоративными растениями, устроенная вдоль дорожки, газона, клумбы.

Боскет (фр, итал. — лесок, рощица) — 1. Декоративные деревья или кустарники, посаженные плотно друг к другу в один ряд. Обычно постриженные, они образуют ровные стенки (так называемые шпалеры) по краям дорожки. 2. Замкнутые участки правильной формы, обсаженные деревьями и кустарниками, внутри которых произрастают экзотические растения.

Вертикальное озеленение — разновидность озеленения с использованием вьющихся растений — лиан. Используется как для украшения, так и для защиты зданий от пыли, шума, перегрева.

Вид - часть пейзажа, открывающая с определенного места — видовой точки, отмеченной на плане, дизайн-проекте сада.

Вилла (лат. усадьба поместье) — загородный усадебный дом с садом или парком.

Виста (ит. — красивый вид) - узкая, направленная на наиболее красивое место сада перспектива, ограниченная посадками — зелеными кулисами

Газон — участок земли с искусственно созданным травянистым покровом, уход за которым заключается в регулярной стрижке, поливке и подкормке.

Гармония (греч.) — согласованностъ соразмерность, единство отдельных элементов и всей композиции сада в целом.

Грот (фр. итал. — пещера) — естественная, но чаще искусственно сооруженная неглубокая пещера с широким входом, устраиваемая в европейских парках ХVI—ХVIII веках (в России с ХVIII века) как место отдыха и уединения в жаркую погоду. Часто украшался статуями, стены выкладывались раковинами и даже зеркалами.

Дендрарий — зона ботанического сада, в котором в научных целях выращиваются разнообразные деревья и кустарники.

Дизайн (англ.) — проектирование проект, чертеж.

Диссонанс –нарушение целостности восприятия, гармонии, которое является результатом случайного или неудачного подбора отдельных элементов композиции, несоответствия их формы и содержания общему замыслу.

Доминанта – наиболее выразительный, определяющий элемент композиции, которому починены все остальные.

Каскад — естественный или искусственный водопад, в котором вода низвергается по уступам.

Клумба — садовая грядка с цветами в виде круга, овала, квадрата, прямоугольника или более сложной конфигурации.

Куртина — озелененный участок произвольной формы, ограниченный со всех сторон дорожками, водоемами, строениями и т. п., четко определяющими его границы. Внутри участка посажены небольшими группами декоративные деревья, кустарники, обычно одной породы.

Ландшафт (нем. — местность, страна; слав. — земельный участок, поляна) — одно из значений: общий вид какой-либо местности, пейзаж.

Ландшафтная архитектура — см. садово-парковое искусство.

Ландшафтный дизайн — творческая деятельность человека, направленная на проектирование окружающей среды с использованием природных элементов: рельефа почвы, воды, растительности, камня и т.д.

Миксбордер — сложный цветник непрерывного цветения создаваемый из большого числа разнообразных (смешанных) цветочных растений последовательно зацветающих с мая по октябрь.

Миловид — в русских усадьбах ХVIII —ХIХ веков открывается беседка или площадка, от которой открывается красивый вид.

Огород (лат. парикус — огораживать) — одно из названий сада при русской усадьбы ХV – ХVII веков, где нередко помимо основных культурно-плодовых деревьев и кустарников выращивались также овощи и цветы.

Павилъон — небольшая отдельно стоящая постройка, удачно вписывающаяся в окружающую природу парка, сада. При строительстве П. за образец нередко брали архитектуру экзотических стран.

Парк (лат. — отгороженное место) — участок земли для прогулок отдыха игр с естественной или посаженной растительностью, аллеями , водоемами и т.д.

Партер (фр.) — открытая, хорошо обозреваемая часть сада, парка с газонами, цветниками, бордюрами, водоемами, кустарниковыми группами, часто украшенная скульптурами, фонтанами. В регулярном парке — участки правильной формы, в пейзаж- ном — лужайки.

Патио (исп.) — 1. Внутренний мощеный двор дома. 2. Уголок для отдыха.

Пейзажный парк (он же английский, свободный, неформальный, ландшафтный) — тип парка, характеризующийся живописным, асимметрическим расположением объектов наподобие естественного ландшафта с лужайками, извилистыми тропинками, речками, озерами, органически вписывающийся в окружающий пейзаж.

Пергола (ит.) — легкая арочная конструкция, увитая зеленью, устраиваемая над дорожкой, парадной дверью, образующая крытый проход, место, где можно укрыться от зноя.

Перистиль (греч.) — сад прямоугольной формы (двор, площадь) в античности, окруженный с четырех сторон крытой колоннадой.

Перспектива воздушная — свойство воздуха смягчать истинный цвет растений, предметов, находящихся в саду, их очертания по мере удаления от наблюдателя.

Перспектива линейная — зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Планирование сада — территориальное устройство сада, определяемое конкретными условиями: ландшафтом, архитектурой строений, экономическими и другими.

Рабатка — цветник в виде узкой полосы вдоль партера, дорожки с одним или несколькими видами растений.

Регулярный парк (французский, геометрический, формальный, заморский) — тип сада, характеризующийся геометрически правильной планировкой, стрижкой деревьев и кустарников, наличием партерных газонов, окаймленных бордюром, клумб иногда расположенных на партере.

Ритм — равномерно чередующиеся элементы сада, составляющие его композицию.

Ротонда — круглое в плане строение часто увенчанное куполом.

Садоводство — отрасль растениеводства; выращивание плодовых (плодоводство), декоративных (декоративное садоводство), в том числе комнатных (комнатное садоводство), растений.

Садово-парковое искусство (садовое зодчество) — искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Включает в себя планировку и разбивку садов и парков, подбор растений для различных климатических зон и почв, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоемами и т.д.

Светотень — соотношение света и тени, выявляющее форму предметов, находящихся в саду.

Солитерные растения -одиночные эффектные посадки, используемые для контраста с газоном, посадками ковровых растений при оформлении клумб.

Стиль — в ландшафтном дизайне это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, оборудования и цветового решения сада.

Терраса — искусственно выровненный участок земли, образующий уступ на склоне местности.

Топиарий (лат. — фасонирование) — сад с художественно подстриженными растениями, своеобразно сформированными зелеными скульптурами; садовник, умеющий подрезать деревья в виде различных геометрических фигур, шаров и пирамид, животных и птиц.

Топиарное искусство — искусство фигурной, художественной обрезки растений.

Трельяж – тонкая опорная решетка различной конструкции для вьющихся растений.

Усадьба – отдельно стоящий дом со всеми прилегающими строениями и угодьями (садом, озером, лесом, полем и т.п.).

Шпалера (нем.) — ряды деревьев, кустов по обеим сторонам дороги, дорожки; решетка для ползучих и вьющихся растений; сооружение из столбов и натянутых проволок для подвязки растений или их ветвей с целью удержания в заданном положении.

Тема 2: Садово-парковое искусство Древнего мира и Античности

1. Первые сведения о садах. Эдем и тема райского сада. Садовое искусство Двуречья. Шумерские и вавилонские плодовые сады.

2. Древний Египет, "Сады Семирамиды". Сады Древнего Ирана. Ассирия-Вавилон, Античная Греция, Древний Рим: социальные и природные условия, растительность, строительный материал, градостроительство, архитектура.

3. Садово-парковое искусство Азии, сады Ближний Востока, Индия, Персия. Вилла Адриана в Тибуре. Описание вилл Плиния Младшего и их значение для истории европейского сада. Сады Помпей и Геркуланума. "Парадиз":

4. Технические достижения древнеримского садового искусства: гроты, фонтаны, типы садовых павильонов и храмов, садовая мебель. Крестообразный сад с водными протоками — Чар-Баг. Тадж Махал. Сады Турции и Леванта.