avangard-pressa.ru

Тема 2 Проблема, объект, предмет социологического исследования - Социология

Тема 1 Структура программы социологического исследования

Задание №1 Теоретические вопросы

1) Что такое «программа социологического исследования», и какова ее роль при проведении социологического исследования?

2) Охарактеризуйте общие требования к построению программы и её функции

3) Назовите принципы построения программы исследования

4) Из каких частей состоит программа социологического исследования? Дайте характеристику каждой части программы.

Задание №2: Логическая структура программы социологического исследования включает следующие части: 1) методологическая, 2) процедурно-методическая. Соотнесите название процедуры (список справа) с блоком соответствующей части исследования. Впишите в соответствующем столбце таблицы названия процедур.

Методологическая часть Название процедур - Составление вспомогательных документов исследования - Формулировка и обоснование социальной проблемы - Составление финансовой сметы исследования - Логический анализ основных понятий - Построение методического инструментария сбора информации - Формулировка гипотез исследования - Указание цели исследования - Построение логической схемы обработки информации - Выделение обследуемой совокупности - Определение объекта исследования - Составление рабочего плана исследования - Определение предмета исследования - Формулировка задач исследования - Описание процедур сбора эмпирических данных Процедурно-методическая часть

Тема 2 Проблема, объект, предмет социологического исследования

Задание №3: Ознакомится и законспектировать из книги Ядова В.А «Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности». М.: Омега-Л, 2007. следующие параграфы из главы 1 «Понятие социального факта», из главы 2 «Проблема, объект и предмет исследования».

СПРАВКА Социальные проблемы классифицируются в зависимости от цели исследования, масштабов, продолжительности существования противоречия, его глубины. В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологические и предметные. Гносеологические проблемы порождены недостатком знаний о состоянии или тенденциях изменения социальных процессов. Предметные проблемы порождены столкновением интересов различных групп населения (классов, этнических, конфессиональных, демографических, региональных), а также населения в целом и социальных институтов, и которые дестабилизируют общественные отношения. Таковые, например, забастовки и социальные протесты работников в связи с задержкой заработной платы, этнические конфликты, политические митинги и т.д. По масштабам распространенности социальная проблема может носить общегосударственный, региональный или местный характер, быть ограниченной рамками города, поселка, городского района или микрорайона и т. д. По времени действия противоречия проблема может быть преходящей, устойчивой и затяжной. Например, неудовлетворенность студентов формой лекционных занятий – проблема, которая может быть разрешена за относительно короткий срок; адаптация работников предприятий к новым условиям трудовых отношений в связи с изменением технологии труда – проблема достаточно устойчивая, а противоречия, порождающие жилищную проблему, девиантное поведение подростков и т. п., носят затяжной характер. В зависимости от глубины противоречия различают проблемы, затрагивающие одну сторону социального явления (например, отношение сельских жителей к частной собственности на землю), и проблемы, касающиеся множества сторон явления, отражающие их дисбаланс (например, изменение взаимоотношений в семье как социальном институте, когда затрагиваются процессы распределения ролей, формы социализации, межличностные конфликты). В целом же, проблема – это всегда противоречие между знанием (например, социальных ожиданиях людей) и незнанием (например, путей реализации этих ожиданий). По мнению Э. Гидденса, существуют два типа проблем. Первый из них он называет описанием.Такого рода проблема состоит в необходимости уточнения знаний относительно определенных институтов, процессов или культур. Например, каково отношение жителей России к органам государственной власти? каков уровень религиозности россиян? По-настоящему интересное социологическое исследование начинается с проблемы, которую. Э. Гидденс называет «головоломкой». «Головоломка» – это не просто отсутствие информации, а «белое пятно», пробел в нашем знании. Важно, чтобы социолог был способен обнаружить подобную «головоломку» или, если использовать более привычный для нас термин, — противоречие. В то время как описательное, дескриптивное, исследование отвечает только на вопрос: «Что происходит?», исследование, пытающееся вскрыть противоречие, стремится к установлению причинно-следственной связи, т. е. к ответу на вопрос: «Почему происходит именно так, а не иначе?» Тогда, если использовать примеры, иллюстрирующие проблемы – описания, то оформленные как «головоломки», они существенно видоизменятся. Первую из проблем можно сформулировать примерно так: почему в целом негативная оценка различных институтов российской власти не влияет на положительный образ президента, который является верховным носителем властных полномочий? Во втором случае нас будет интересовать не столько численность верующих, сколько то, что вызвало повышение уровня религиозности в обществе и каковы наиболее вероятные последствия этой динамики как для самих верующих, так и для общества в целом?

Задание №4:Найдите примеры конкретного социологического исследования (не менее 3-х), используя материалы социологических журналов. Определите для каждого исследования проблемную ситуацию, проблему. Определите тип проблемы (руководствоваться типологией социальных проблем, данной в лекции), выбранных вами исследований.

Задание №5:Сформулировать проблему,в соответствии с выделенной проблемой определите объект и предмет исследования по следующим темам (Для каждого студента преподаватель определяет не менее 3-х тем.):

1) «Монетизация льгот в РФ и её негативное восприятие»;

2) «Беспризорность в современном российском обществе»;

3) «Семейное насилие»;

4) «Коррупция в правоохранительных органах»;

5) «Низкий профессиональный уровень работников социальной защиты»;

6) «Раннее материнство».

7) «Ксенофобия в молодежной среде»

8) «Игнорирование гражданами РФ выборов в органы власти»;

9) «Дедовщина в российской армии»;

10) «Бедность в современном российском обществе»;

11) «Факторы репродуктивного поведения».

12) Здоровье молодежи: состояние и проблемы сохранения

13) Потребление медицинских услуг как социологический критерий уровня жизни

14) Организация свободного времени как фактор профилактики девиантного поведения в подростковой среде

15) «Влияние моды на формирование ценностных ориентаций молодежи»

16) «Социальная реклама в современном российском обществе»

17) Специфика рекламы в мужских журналах»

18) «Национальная нетерпимость в современном российском обществе»;

19) «Трудности молодой семьи в современном российском обществе».

20) «Национализм как фактор общественной жизни в современной России»;

21) «Уровень культуры российского студенчества»;

22) «Проблемы трудоустройства инвалидов».

23) «Нравственные ориентации жителей российской провинции»;

24) «Имущественное расслоение как фактор социальной нестабильности в российском обществе»;

25) «Проблемы полового просвещения подростков»;

26) «Мать-одиночка как социальное явление»;

27) Проблемы и перспективы формирования гражданского общества в России

28) Социальные последствия миграции для региона

29) Гражданский брак: социальные причины и последствия

30) Доверие россиян политическим институтам

31) Общественное мнение студентов о перспективах выборов в Госдуму РФ.

32) Общественное мнение студентов о выборах Президента РФ.

33) Факторы, влияющие на партийные ориентации российского населения

34) Общественное мнение россиян о культурной жизни в регионе.

35) Структура и содержание досуга студентов.

36) Время работы студентов.

37) Морально-психологический климат в студенческой группе.

38) Дистанционное образование в российском вузе в оценках экспертов (слушателей, руководства вузов и т.д.)

39) Молодежные субкультуры как объект общественного мнения россиян

40) Взаимодействие власти и бизнеса как объект общественного мнения предпринимателей

41) Общественное мнение россиян об экономической ситуации в России

42) Национальный проект «Здоровье» в оценках общественного мнения россиян

43) Мотивация благотворительности в российском бизнес-сообществе

44) Социальная политика российского государства в общественном мнении россиян

45) Мотивация молодежи при выборе профессии

46) Факторы, влияющие на формирование религиозного сознания студенческой молодежи

47) Патриотизм – как ценность современной российской молодежи

48) Мотивация гражданского брака молодежи различных регионов России.

49) Совмещение работы и учебы студентами

50) Мотивация здорового образа жизни студентов

51) Политическая активность современной молодежи Российской Федерации

52) Возможность трудоустройства выпускников вузов

53) Общественное мнение относительно генетически модифицированной продукции

54) Потребность молодежи в новой научно-технической продукции

55) Влияние интернета на формирование ценностной ориентации российской молодежи

56) Влияние коммерческой рекламы на базовые ценности российского общества

57) Социальные последствия пенсионной реформы России

58) Доверия россиян финансовым институтам

59) Социальный эффект единого государственного экзамена в оценках общественности

60) Влияние рынка труда на социальную напряженность в обществе

61) Социальные факторы супружеских конфликтов

62) Русская православная церковь как субъект социальной работы

63) Современный расизм как глобальная проблема

64) Субкультуры как способ межличностной и межкультурной коммуникации

65) Хакеры как феномен информационного пространства

66) Контрактная служба в Вооруженных силах Российской Федерации: проблемы и перспективы

67) Заболеваемость населения как критерий оценки эффективности реформирования первичной медико-санитарной помощи

68) Социальный портрет студентов медицинского вуза и мотивация их выбора профессии

69) Влияние символов власти на боевой дух российской армии.

70) Влияние телерекламы на формирование образа фирмы в сознании россиян

71) Компьютер как ценность в сознании российской молодежи.

72) Общественное мнение российского населения к эмиграции и эмигрантам.

73) Политическая реклама и политическое поведение российского населения

74) Потребительская реклама и потребительское поведение российского населения.

75) Социальная эффективность телевизионной рекламы в России.

76) Социальная идентичность различных групп населения России.

77) Социальное расслоение и социальная защищенность российского населения.

78) Социальная мобильность населения и факторы её формирования в России.

79) Социальные факторы безработицы населения России.

80) Социальные причины распространения идеи гражданского брака в России.

81) Социальные черты современной молодежной культуры в России.

82) Социальные факторы наркозависимости российской молодежи.

83) Социальные факторы политического участия российского населения.

84) Социальные и социально-психологические характеристики бедности в России.

85) Социальные и социально-психологические факторы репродуктивного поведения российского населения.

86) СМИ как инструмент формирования ценностной структуры российского населения.

87) СМИ и искажение социальной реальности в сознании населения России.

88) Структура материальных и духовных ценностей населения России

89) Музыкальные ориентации современной молодежи

90) Термин «элита» в понимании студентов.

91) Факторы, влияющие на формирование репродуктивных установок студенчества.

92) Феномен «зайца» в общественном транспорте.

93) Неформальные молодежные объединения: факторы формирования и характер деятельности.

94) Проблема суеверий в студенческой среде.

95) Средняя и высшая школа: проблема выбора профессиональных ориентаций.

96) Образ вуза в восприятии абитуриентов и студентов

97) Молодежный студенческий сленг.

98) Социологический портрет пожилого человека.

99) Интеллигенция как социальный феномен

100) Благотворительность в современной России

101) Движение чайлдфри как явление современного общества

102) Женское предпринимательство в России

103) Маргинальные группы в структуре современного российского общества

104) Социальные страхи российского населения

105) Проблема коррупции в системе здравоохранения

106) Феномен потребления в современном обществе

107) Фрилансеры на российском рынке труда

108) Мода как социальный феномен

109) Влияние отношений в семье на преступность подростков

110) Жизненные притязания современной молодежи и стратегии их реализации

111) Медико-социальные услуги населению: состояние и перспективы развития

112) Реформы 1990-х и начала 2000-х гг. в сознании россиян: сравнительный анализ тенденций

113) Национальные культуры в условиях глобализации

114) Бюрократия как социальный элемент русской культуры.

115) Уровень жизни как фактор формирования модели самосохранительного поведения

116) Самосохранительное поведение как фактор долголетия человека

117) Современный школьник: социокультурный портрет

118) Семейно-демографический портрет преступника

119) Общественное мнение как фактор формирования политических решений

120) Электоральные предпочтения россиян: гендерный и межпоколенческий анализ

121) Стратегии поведения населения при необходимости получения услуг первичной медицинской помощи.